От малька до муксуна – на чём зарабатывает рыбный завод Югры
Югра всегда славилась на всю Россию не только нефтью, но и ценными видами рыб: муксуном, стерлядью, нельмой и другими. Их, кстати, кроме Сибири, наловить-то больше и негде. Где югорчане выращивают живое серебро, узнал корреспондент «Новостей Югры».
Вот откуда плавники растут
Югорский рыбоводный завод – уникальное предприятие по производству дорогостоящей икры, инкубации и выпуску ценных рыбных пород. Например, отсюда в 2016 году было выпущено около 70 миллионов мальков сиговых. А в прошлом году завод заключил договор с Китайской Народной Республикой на поставку 5,6 миллиона штук рыбоводной икры.
– Наш завод – это коллектив единомышленников. Все, кто у нас работают, стремятся восстановить российское рыбное достояние, чтобы наши дети и потомки увидели в реках обилие ценных рыб Западной Сибири, – рассказывает директор завода Павел Павлов.
Когда заходишь в первый большой цех завода, сразу ощущаешь свежесть чистого водоема. В тех трех бассейнах, что находятся посередине помещения, плавают среднего размера черные рыбы. Как объяснили сотрудники завода, это обская стерлядь. Каждую из подросших рыбин взвешивают, измеряют и «перебирают» на икру – делают маленький над-рез в брюшке и щупом извлекают икринки.
– После осмотра рыб помещают обратно в бассейн, они восстанавливаются, усиленно питаются и к осени дают новую икру. А вот нерест происходит естественным образом. В общей сложности за год рыба дает «потомство» три раза: перед Новым годом, весной и осенью, – объясняет сотрудница цеха Татьяна.
По соседству с обской стерлядью обитает «гвоздь программы» – муксун. В одном аквариуме плавают около тысячи рыб, и все они будут отпущены на волю. По словам сотрудников завода, так они пытаются сохранить популяцию муксуна, который на грани вымирания из-за массового браконьерства.
А еле заметные личинки муксуна обитают в двух небольших аквариумах, и в полупрозрачной воде их почти не видно. Опознать быстро передвигающуюся белесую личинку можно только по оранжевому пятну, ибо размер ее не превышает двух сантиметров. Яркие пятна – это желудочки, наполненные едой.
В рыбоводном аквариуме личинки муксуна потребляют живой корм – артемии (мелкие ракообразные), которые инкубируются и выращиваются также на заводе.
Наряду с муксуном особое внимание рыбоводы уделяют и осетрам – «королям завода». Одна такая рыбина уже в «детском» возрасте достигает метра в длину. Их в одном аквариуме – около 500 штук.
К слову, на таких рыб можно не только смотреть, но и покупать их готовое «потомство». 100 граммов осетровой икры стоят около 4 500 рублей, а икра стерляди – от 3 500 рублей. При этом каждая рыбка дает 15 % икры на килограмм своего веса.
Заплати за ужин
В рыбном бизнесе бедами считаются браконьерство и промышленность.
Из-за быстро строящихся промышленных объектов в округе меняются условия среды обитания ценных популяций. Например, увеличивается глубина Оби – отсюда приток в реку морской воды, что ведет к повышению ее солености. Это негативно сказывается на рыбе. Но стоит отметить, что природоохранные службы вместе с сотрудниками завода прилагают немалые усилия для решения проблемы. Например, сейчас перед возведением какого-либо объекта обязательна экологическая экспертиза: ученые рассчитывают экологический ущерб от стройки, а компания, исходя из результатов, направляет компенсационные выплаты на восстановление рыбных запасов.
Другая причина, почему с каждым годом рыбы становится все меньше, – рыбаки-нелегалы, которые ловят муксуна, стерлядь, нельму или осетра в близлежащих реках. Браконьеры не дают ни сохранить оставшиеся виды, ни вырастить новое «поколение» мальков.
С последней проблемой власти стараются бороться. За вылов редких видов рыб грозит административный штраф в размере от 2 500 до 5 000 рублей, для должностных лиц – от 15 000 до 20 000 рублей, для юридических – от 500 000 до 1 000 000 рублей с дальнейшей конфискацией орудия добычи, а также самих животных или их продуктов. А с муксуном все намного строже. В 2017 году на федеральном уровне был подписан законопроект, где указано, что его вылов полностью запрещен. Об этом напомнила губернатор Югры Наталья Комарова на недавней встрече с директором Югорского рыбоводного завода и врио губернатора Тюменской области Александром Моором.
– Такие решения приняты неслучайно. Количество муксуна упало до критического уровня. Поэтому в каждом из наших регионов была усилена работа по искусственному воспроизводству ценных видов рыбы, прежде всего муксуна и стерляди. Мы договорились о новых совместных мерах в этом направлении, – отметила Наталья Комарова.
Таким образом, сохранить ценные породы рыб – одна из важнейших задач Югры, Ямала и Тюменской области, и пока Югорский завод с ней успешно справляется.
Автор текста:
09.08.2018